Музыкальный руководитель:
Шалимова Мария Александровна,
Образование: высшее
Категория: высшая квалификационная
Стаж педагогической работы: 20 лет
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с самого рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать в детском саду, а затем в школе. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Задача музыкального руководителя в детском саду заинтересовать всех детей музыкальным искусством, выявить таланты каждого отдельно взятого ребенка и развить их.
Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальным руководителем и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности.
Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к ним.
Восприятие
(Слушание музыки)
Дети, слушая музыку, учатся вместе сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в пьесах и песнях. Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в область нравственных переживаний, побуждаем их к сознательному отрицанию злого и признанию доброго, нравственного.
Музыкальные произведения, которые слушают дети на музыкальных занятиях доступны их восприятию и отличаются ярким выражением определенного настроения.
Задачи, которые ставит перед собой педагог:
1) формировать навыки культуры слушания, музыкальный вкус:
2) совершенствовать музыкальную память;
3) знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, жанрами, творчеством композиторов.
Пение
Пение – один из самых любимых детьми и наиболее доступный из всех видов музыкальной деятельности. Дети любят петь. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. Песни глубоко воспринимаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание даже самых маленьких слушателей.
Педагог в процессе обучения пению осуществляет следующие задачи:
1) обучать детей певческим умениям;
2)выучить песни, указанные в программе;
3) развивать детский голос.
Музыкально-ритмическое движение
Под музыкально-ритмическими движениями подразумеваются упражнения, танцы, игры, хороводы. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей. Через музыкально-ритмическое движение у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц.
Педагог в процессе обучения музыкально-ритмическим движениям осуществляет следующие задачи:
1) Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
2) Учить свободно ориентироваться в пространстве;
2) Знакомить с национальными плясками;
3) Развивать танцевально-игровое творчество.
Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ)
Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков. Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный, мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление. Игра на ДМИ активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В процессе игры развивается координация движений, мелкая моторика, формируется усидчивость. Особенно полезно музицировать детям со слабым уровнем координации слуха и голоса. Опыт показывает, что игра на ДМИ не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения.
Примерный перечень ДМИ:
Колокольчик, металлофон, ксилофон, бубен, погремушка, барабан, ложки, треугольник, кастаньеты, маракас, трещетка, свистулька, дудочка и др.
Педагог в процессе обучения игре на ДМИ решает следующие задачи:
1) формирование интереса и потребности в инструментальном музыцировании;
2) развитие музыкальных и творческих способностей;
3) развитие навыков самостоятельного музицирования;
4) Обучение игре на ДМИ